Открыла для себя на днях о существовании дисциплины "экологическая история". У неё три главных направления, в зависимости от точки зрения и расстановку приоритетов.
В сборнике имеется статья "Роль лошади в американском городе 19-го века" Клэй МакШейн, Джоел А. Тарр
В сети найти не удалось, придётся пересказом.
До изобретения автомобиля лошадь была главным транспортным средством, но мы плохо себе представляем до какой степени.
9 ноября 1872 года в центральной части Бостона возник пожар. Этот пожар, хотя и не был таким большим, как годом ранее в Чикаго, подорвал экономику Бостона.
Причина? Эпизоотия лошадей. В те времена паровые насосы доставлялись по городу на лошадях, т.к. паровым котлам вход был закрыт (они очень часто взрывались, половина первых машинистов поездов гибли по этой причине). Лошади болели гриппом, некому было подвести технику вовремя.
Дальше
Сколько было лошадей в Америке в конце 19-го века?
1870 - 8 690 219 голов
1900 - 24 148 530
В самом крупном городе Нью-Йорке было 130 тыс, в Чикаго 74 тысячи (прямо в городах).
Одна лошадь приходилась на 7-14 жителей.
В 19-м веке быстро развивался паровой железнодорожный транспорт. Но именно он послужил резкому увеличению количества лошадей в городах.
Поезда везли товар и оборудование к городу, а по городу уже развозить всё могли только лошади.
Лошадей для нужд города покупали у фермеров в возрасте 4-5 лет. Жеребцов кастрировали. Ещё 4-5 лет они работали, далее они перепродавались или шли под нож. Больше животные не выдерживали. С лошадьми обращались жестоко, ноги о брусчатку сбивались быстро, содержались они в грязных или больших конюшнях, где легко было заболеть.
Виды работ:
1) Источник энергии на производстве
до внедрения паровых технологий, лошади, мулы и волы приводили в движения маховики на заводах, мельницах и т.п.
2) Пассажирский транспорт
В городе почти никто не владел частными лошадьми. Содержать дорого, у места работы не привяжешь, поэтому пользовались общественным транспортом.
Существовали кебы (такси), омнибусы (асвтобусы) и конки (трамваи).
В Нью-Йорке в 1854 году существовало 683 омнибуса, перевозивших в день до 120 тыс. пассажиров. Омнибусы следовали каждый по своим маршрутам интервалом по 10 минут.
Конки были в два раза быстрее омнибусов, дешевле, поэтому популярнее. Больше всего рельсов под конки строили компании, торговавшие недвижимостью в пригороде.
В 1890-м житель крупного американского города совершал по 172 поездки в год. В Нью-Йорке все 297.
3) Грузовой транспорт
Товар нужно было перевезти от поезда на рынок и в магазины. Развозили свою продукцию на лошадях пивовары, молочники, пекари, цветочники. Были извозчики багажа. Транспортные средства были сотен модицикаций под разное количество лошадей и вес груза.
Специальные телеги строились под перевозку больших станков.
4) Похоронные кареты и парадный выезд
Парадные кареты и верховые лошади сдавались в аренду под особые случаи или для желающих покататься в парках.
Повозок было так много, что в городе стоял непрекращающийся стук копыт. На улице было трудно говорить. Были очень часты аварии и гибель пешеходов под копытами или от копыт (лошади лягались). В 1900 году погибло почти 200 жителей Нью-Йорка, больше, чем сейчас гибнет под колёсами автомобилей.
Первая пробка, зафиксированная в истории, имела место в 1823 году, когда массы жителей Нью-Йорка на своих экипажах отправились на скачки смотреть состязание между Эклипсом и Сэром Генри.
От лошадей было много мочи навоза, который размокал или, наоборот, засыхал и был повсюду на дорогах. Много лошадей умирало прямо во время работы. Их трупы нередко сбрасывали в близлежащие реки и их выносило позже на берег.
Так что в фильмах нам всё врут =)